Базисные ценности русского народа

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Вступление

После признания российской властью существования в современной России русского народа и его государствообразующей роли в истории и современности{{1}} итоговый документ ВРНС «Базисные ценности – основа общенациональной идентичности»{{2}} утратил свою актуальность и значение: 1) в нём ничего не говорится о русском народе, 2) указанные в документе ценности имеют слишком размытые определения и не отражают подлинных ценностей русского народа.

[[1]] Владимир Путин. Россия: национальный вопрос. / / Независимая газета, 23.01.2012.[[1]]

[[2]] XV Всемирный Русский народный собор, 25–26 мая 2011 г.[[2]]

Признавая русский народ и русскую культуру стержнем «полиэтнической цивилизации», сложившейся на территории исторической России, документ{{3}} умалчивает о главнейших факторах, сформировавших нашу культуру, народ и созданную им цивилизацию, а именно: о православии и Русской Православной Церкви. И в этом оба документа следуют недоброму примеру Конституции Объединённой Европы, умалчивающей о христианских корнях европейской цивилизации.

Однако даже из сказанного В. Путиным следует, что возрождение силы русского народа и возвращение ему главенствующего положения в стране есть дело, совершаемое в интересах всей «полиэтничной» русской цивилизации. Лишённая русского национального ядра, она распадётся, а составляющие её народы и народности будут раздираемы в междоусобных конфликтах и поделены между игроками «мировой шахматной доски». Л. Тихомиров писал: «Никогда, никакими благодеяниями подчинённым народностям, никакими средствами культурного единения, как бы они ни были искусно развиваемы, – нельзя обеспечить единства государства, если ослабевает сила основного племени. Поддержание его должно составлять главный предмет заботливости разумной политики… Общественный и национальный деятель, забывающий первенствующее значение национальной силы, способной заставить осуществить его планы, – в политическом деле способен лишь вести государство к разрушению. Без силы – нет ни политики, ни культуры, потому что нет и самой жизни. Но, обеспечив себя со стороны силы, то есть поддерживая мощь основного племени, — политика засим должна развивать все средства культурного единения всех народностей государства»{{4}}.

Главнейшие ценности русского народа

Перед каждым человеком и народом в целом стоит метафизическая задача осмысления себя и своего места в мире, постижения цели своего бытия в нём, то есть задача познания истины и приобщения к ней. У всех исторических народов эту задачу выполняла религия. Сохраняемые традиционной религией истина и способ приобщения к ней в нерелигиозной сфере образуют культурные смыслы и ценности. Поэтому культуру можно определить как совокупность средств и способов познания, выражения и передачи истины следующим поколениям, а также совокупность способов освоения окружающего мира в соответствии с целями, указанными познанной истиной.

Русская культура, как и всякая, испытывала влияние культур сопредельных народов, однако определяющим фактором её формирования всегда было православие, что доказывается исследованиями в области языка, письменности, литературы, музыки, живописи, архитектуры и т.п. Именно православие на протяжении тысячелетия определяло те идеальные ценности, в результате усвоения которых русский и другие православные народы исторической России приобрели свою уникальную цивилизационную идентичность (см. Приложение). А.С. Грибоедов говорил: «В русской церкви я в отечестве, в России. Мы русские только в церкви, а я хочу быть русским».

Русский человек – это в первую очередь православный человек. Как говорил Ф.М. Достоевский, «всё, чего ищет русский народ, заключается для него в православии – в одном православии и правда и спасение народа русского». Потому первейшие ценности русского народа суть православная вера и богочеловеческий орган её бытования на земле – Русская Православная Церковь. А главнейшая и высочайшая ценность православной веры – это Иисус Христос. Все остальные ценности русской культуры всего лишь следствия и приложения к этим. Вспомним символ веры Ф.М. Достоевского, который, по его словам, «очень прост, вот он: верить, что нет ничего прекраснее, глубже, симпатичнее, разумнее, мужественнее и совершеннее Христа, и не только нет, но с ревнивою любовью говорю себе, что и не может быть»{{5}}. Сам Христос и есть абсолютная Истина христианской веры, чаемая вечная жизнь верующих в Него и жизненный путь каждого христианина (пример для подражания). В Евангелии Христос говорит о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин. 14:6). С исповедования этой Истины начинается жизнь всякого новоначального христианина и продолжается для него в вечности. Христос есть персонифицированная истина русской культуры (этим определяется, например, христоцентричность русской классической литературы).

Наши далёкие предки, крестившись в Х веке, приняли на себя служение Христу и совершали его на протяжении почти тысячи лет. Имея своим идеалом «Святую Русь», русский народ трудился на Богом данной ему земле, защищал её от врагов, культурно осваивал огромные просторы Евразии, неся всюду свет веры Христовой. «Святая Русь» – не данность, а цель, которая означает, что к святости призван не только каждый крещёный человек, но и весь народ целиком. Святость народа есть избрание его Богом для Себя. Апостол Пётр писал крестившимся язычникам: «…вы – род избранный… народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий…» (1 Петр. 2:9–10).

Конечно, во все времена русские люди грешили, и порою тяжко. Но сила их покаяния соответствовала силе веры, благодаря чему и смывались грехи. Весь строй старой России, от быта беднейшего пахаря до миропомазанного на царство самодержца, неизменно имел церковный уклад и вследствие этого был проникнут нравственными началами. «Судите наш народ не по тому, что он есть, – говорил Ф.М. Достоевский, – а по тому, чем желал бы стать. А идеалы его сильны и святы, и они-то и спасли его в века мучений».

Служение Богу и истине как сакральная цель и призвание русского народа определяли и его государственное устройство. На Руси сформировался служащий этнос, в котором все сословия исполняли своё государственное служение. Властная вертикаль определялась служением низших сословий высшим, восходя к Государю (князю, царю), который отвечал за весь народ перед Богом. Защита чистоты веры была первейшей обязанностью православных государей.

Искреннее смирение, послушание, христианская любовь, ревностное служение вере и Отечеству, преданность государям, милостью Божией поставленным, и, как венец всего, всегдашнее памятование о Господе Боге – вот ценности русских людей на протяжении веков.

Постепенный отход от веры, Церкви и Христа явным образом начался с XVIII века при Петре Великом. Тогдашние образованные круги и полупросвещённые слои, примыкавшие к простому народу, желавшие быть его руководителями, обезверивались и обезбоживались, оставаясь глухими к религиозным устремлениям и пророчествам Хомякова, Тютчева, Гоголя, Достоевского, Константина Леонтьева. Всё это закономерно привело Россию к общему духовному кризису, а затем к катастрофе 1917 года и «вавилонскому пленению» всей исторической России антихристианским режимом. Однако без Христа Россия (в виде СССР) простояла лишь семьдесят с небольшим лет (1917–1991) и распалась на части. Для духовно зрячих людей очевидно, что без Христа не устоит и Российская Федерация.

Антихристианский режим подверг оставшихся верными Христу невиданным гонениям. Орошённая кровью новомучеников земля Русская теперь начинает приносить плоды веры: возрождаются прежние и встают новые православные храмы, понемногу очищается от сора и восстаёт из руин храм народной души. В этот нерукотворный храм должен вселиться Христос, а русский народ – исполнить своё предназначение. «Главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества, – говорил Ф.М. Достоевский, – и состоит в том, чтоб сохранившийся в православии Божественный лик Христа, когда придёт время, – явить всему миру, потерявшему свой путь».

Задача возрождения силы русского народа ставит его перед необходимостью осознать и усвоить ценности своей культуры, в каждом новом поколении возобновляя свою культурную идентичность через исповедание православной веры и жизнь в Церкви. Консьюмеризм, потребительство, голый материальный интерес, в какие бы благонамеренные одежды они ни рядились, не могут стать основой народной жизни. Бизнес плодит компаньонов, вера – рождает подвижников правды и добра.

Роль писателей и деятелей культуры в возрождении русского народа

Сейчас в России сосуществуют две ценностно-мировоззренческие ориентации: либеральная и консервативная (основывающаяся на моральных ценностях православной культуры). Опасность либеральной ориентации состоит в попытке изменения общества на заимствованных принципах, чуждых отечественной культуре, что грозит России утратой цивилизационной идентичности и самого существования государства вследствие появления на месте русского народа очередной нежизнеспособной химеры{{6}} типа «новой исторической общности – либерального народа», исповедующего исключительно «общечеловеческие ценности» разлагающейся западной цивилизации.

Следствием атеистического советского периода и нынешнего агрессивного внедрения в отечественную культуру чуждых ей ценностей стало то, что в современной российской культуре присутствуют несоединимые ценности (например, коллективизм, соборность и индивидуализм, эгоизм). В постсоветской культуре России налицо признаки постмодернистского плюрализма и кризис духовности: у многих людей серьёзно повреждён механизм идентификации со сверхличными ценностями, без чего не существует ни одна культура. К сожалению, в современной России все сверхличные ценности стали сомнительными.

Однако российское общество и в первую очередь писатели, деятели культуры не должны допускать отрыва от своего тысячелетнего культурного достояния. Распадающаяся культура не приспособлена к преобразованиям, ибо импульс к созидательным переменам исходит от ценностей, являющихся культурными категориями. Только интегрированная и крепкая национальная культура может сравнительно легко приспособить к своим ценностям новые цели, знания и технологии, что необходимо при модернизации страны.

Деятели современной русской культуры призваны воспринять её исконные ценности и сами сеять в человеческих душах «разумное, доброе, вечное», а не сваливать туда «либеральный» мусор и нравственные нечистоты, соблазняясь погоней за наживой. Чтобы побудить свой народ стремиться к высотам человеческого духа, сами учителя должны служить примером духовной жизни.

Вне стремления к духовному, к Духу обессмысливается жизнь отдельного человека и народа в целом. Поэтому подлинная любовь к своему народу есть прежде всего любовь к его духовной жизни, из чего вытекают и задачи патриотов. И.А. Ильин писал: «То, что любит настоящий патриот, есть не просто самый «народ» его, но именно народ, ведущий духовную жизнь… И родина моя действительно осуществляется только тогда, когда мой народ духовно цветёт… Истинному патриоту драгоценна не просто самая «жизнь народа» и не просто «жизнь его в довольстве», но именно жизнь подлинно духовная и духовно-творческая; и поэтому, если он когда-нибудь увидит, что народ его утоп в сытости, погряз в служении мамоне и от земного обилия утратил вкус к духу, волю и способность к нему, то он со скорбью и негодованием будет помышлять о том, как вызвать духовный голод в этих сытых толпах павших людей. Вот почему и все условия национальной жизни важны и драгоценны истинному патриоту не сами по себе: и земля, и природа, и хозяйство, и организация, и власть, но как данные для духа, созданные духом и существующие ради духа... Вот в чём состоит это священное сокровище – родина, за которое стоит бороться и ради которого можно и должно идти и на смерть»{{7}}.

В заключение повторим ещё раз: православие является культурообразующей религией России, а русский народ – государствообразующим и самым многочисленным этносом. Поэтому утраченный нами «механизм идентификации со сверхличными ценностями», то есть духовную жизнь большинство россиян может обрести в Русской Православной Церкви. Церковные таинства и аскетическая практика православия с древнейших времён были тем средством получения и усвоения человеком божественных энергий (=духовных сил), которые питают внутреннюю силу православной русской цивилизации с момента её возникновения.

Совет по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России

[[3]] Владимир Путин. Россия: национальный вопрос.[[3]]

[[4]] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность.[[4]]

[[5]] Письмо Ф.М. Достоевского к Н.Д. Фонвизиной / Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 т. – Л., 1972–1988. Т. 28, кн. 1. С. 176.[[5]]

[[6]] По Л. Гумилеву, «химерой» называется ложноэтническая общность, сложившаяся благодаря вторжению в этногенез чуждой культуры. Появившаяся в результате новая «историческая общность» приходит к распаду от любого внешнего потрясения. После 1917 года химеризацию в виде формирования безрелигиозной внеэтничной массы «новой исторической общности – советского народа» навязывали исторической России большевики. К 1941 году они сделать этого не успели, и потому войну выиграл русский народ, зато послевоенные поколения этой общностью, видимо, стали, что закончилось распадом СССР[[6]]

[[7]] Ильин И.А. Путь духовного обновления. / Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. М.: Русская мысль, 1993. Т. 1. С. 185[[7]]

Добавить комментарий