Проект резолюции Круглого стола на тему: «Проблемы и конфликты в столичных учреждениях культуры: случайность или ошибки Департамента культуры города Москвы?»

Источник: Театр Гоголя

22 мая 2013 года фракция КПРФ в Московской городской Думе провела Круглый стол по проблемам культуры в городе Москве.

В обсуждении приняли участие депутаты Государственной Думы РФ, Московской городской Думы, Московской областной Думы, муниципальных собраний, представители Министерства культуры РФ, Мэра Москвы, Департамента культуры города Москвы, Департамента образования города Москвы, Общественной палаты РФ, Контрольно-счетной палаты Москвы, художественные руководители театров, музейные работники, артисты, театральные критики, представители профсоюзов творческих работников и общественных организаций, инициативных групп.

Основная цель мероприятия — проанализировать эффективность работы Правительства Москвы в сфере культуры в современных условиях, а также изучить природу конфликтов в реформируемых учреждениях культуры.

В настоящее время в Москве осуществляют свою деятельность 1361 организация культуры различной ведомственной принадлежности и формы собственности. В том числе государственных — 1085, негосударственных-276. Около 910 государственных учреждений, подведомственных Департаменту культуры города Москвы, составляют 89% от общего количества государственных учреждений культуры.

Сеть объектов культуры Правительства Москвы включает в себя 88 театров, 26 концертных организаций и коллективов, 60 музеев, 27 выставочных залов, 440 публичных библиотек, 93 учреждения культуры клубного типа, 21 кинотеатр.

Количество работающих в отрасли — 53 тыс. чел, среднемесячная зарплата в 2010 году — 29,4 тыс. руб. (2013 г. — 39,5 тыс. руб.).

Работа Правительства Москвы в сфере культурной деятельности осуществляется посредством Государственной Программы города Москвы «Культура Москвы на 2012-2016 гг.», утвержденной постановлением Правительства Москвы от 20.09.2011 г. № 431-ПП (далее Программа).

Расходы на культуру в Москве (тыс. руб):

Таблица 1

 

Программа, подпрограммы \ годы 2013 год 2014 год 2015 год
ГП «Культура», всего 37 194 554 37 175 989,9 37 014 747,7
% ГП к общему объему расходов бюджета за год, в т.ч. на подпрограммы

2,3

2,1

1,9

А. Музеи 8 599 921,7
Б. Театры 12 100 749
В. Библиотеки 3 797 156
Г. Выставочные залы 194 841,5
Д. Концертные организации и колл-вы 1 965 791,8
Е. КЦ, ДК, клубы и учр. кинофикации 6 206 184,4
Ж. Госохрана,сохр-ние, испол-ние ОКН 3 478 720,9
З. Развитие межрегиональных и международных культурных связей 721 941,2
И. Развитие кадрового потенциала 189 650,6
К. Научно-методическое, правовое обеспечение реализации программы 102 923,8

Из представленной таблицы видно, что бюджетные расходы на культуру ежегодно сокращаются в процентном отношении от общего объема средств городского бюджета. Видимо, этим стараются заставить учреждения культуры самим получать внебюджетные доходы. Следует также отметить, что по объему столичные расходы на культуру составляют треть объемов, выделяемых федеральным бюджетом на культуру в стране.

В работе Правительства Москвы в сфере культуры присутствует как объективные обстоятельства, выраженные в осуществлении государственной политики в сфере совершенствования правого положения государственных (муниципальных учреждений) с принятием 7 мая 2010 года Федерального закона № 83-ФЗ, так и субъективные.

Практическое применение ФЗ № 83-ФЗ в значительной мере осложнило развитие театральной деятельности, втолкнуло учреждения культуры в условия, когда они стали извлекать прибыль в ущерб своей творческой и культурной деятельности.

Особую тревогу вызывает намерение федеральных регуляторов в культуре реформировать систему трудовых отношений без улучшения социальной защиты творческих работников, особенно тех, кто отдал искусству лучшие годы своей жизни. В рамках принятой Министерством Культуры РФ концепции планируется осуществлять конкурсную аттестацию творческих работников. Принципы такой аттестации изложены в проекте Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений».

Законопроектом предлагается дополнить Трудовой Кодекс Российской Федерации статьей 351.2, предусматривающей обязательную процедуру конкурсного отбора творческих работников для заключения трудового договора на неопределенный срок. Предусмотрено, что раз в пять лет объявляется конкурс на замещение должности, занимаемой творческим работником по трудовому договору на неопреденный срок. Участвовать в нем может работник, занимающий эту должность, так и другие претенденты. Если творческий работник, замещающий должность по трудовому договору на неопределенный срок, не избран по конкурсу или отказался в нем участвовать, это является основанием для прекращения с ним трудового договора. Принятие данных изменений фактически означает переход на заключение срочных трудовых договоров с работниками культуры, что противоречит ст. 58 ТК РФ и нарушает стабильность трудовых отношений.

Получается, что творческие работники фактически лишаются права на заключение трудового договора на неопределенный срок, вследствие чего происходит дискриминация данной категории работников по профессиональному признаку, что является нарушением Конституции РФ, международных правовых актов и ТК РФ.

Очевидно, что руководство Департамента культуры города Москвы беспрекословно поддерживает переход на новые формы хозяйствования учреждений культуры и новеллы по введению срочных трудовых договоров с творческими работниками, стремится их реализовать на практике, даже не дожидаясь принятия поправок в ТК РФ.

Вместе с тем, следует отметить, что предложение к переходу на новые организационно-правовые формы учреждений в социальной сфере были сделаны федеральным законодателем еще в 2006 году с принятием Федерального закона «Об автономных учреждениях». Ни одно федеральное и городское учреждение культуры в Москве в 2006-2010 гг. не отказалось от государственной формы управления и не перешло в «автономку».

С 2011 года Департамент Культуры города Москвы (далее Департамент) возглавил 36-летний руководитель С.А. Капков (в 1998 году окончил Волго-Вятскую академию государственной службы, факультет «государственное и муниципальное управление»; с 1998 по 2001 год продолжал обучение в аспирантуре; с 2001 года по 2003 год работал заместителем губернатора Чукотского автономного округа по социальным вопросам; с 2003-по март 2011 года — депутат ГД РФ IV и V созывов; с марта по август 2011 года — директор ГУК города Москвы «Центральный парк культуры и отдыха им. М. Горького»; в августе 2011 года назначен заместителем руководителя Департамента культуры города Москвы, в сентябре 2011 года назначен руководителем Департамента культуры города Москвы; с 2004 года является председателем правления фонда «Национальная академия футбола»; с 2006 года является вице-президентом Российского футбольного союза.)

В декабре 2011 года заместителем руководителя Департамента (театральное направление) была назначена Шерменева Е.Б. (окончила продюсерский факультет ГИТИС. Работала в МХТ имени А.П. Чехова, театре имени К.С.Станиславского, театре п/р О. Табакова, Театрально-культурном Центре им. Вс.Мейерхольда. Участвовала в работе над несколькими независимыми театральными проектами. Прошла стажировку по программе British Council для менеджеров в сфере культуры и искусства в Манчестере, Великобритания. Является директором Фестиваля NET (Новый Европейский Театр), директором Культурного фонда «Территория», продюсером проекта «Полнолуние»).

С 2012 года учреждения культуры города Москвы (за исключением парков, которые переведены на «автономию») работают в форме нового типа бюджетных учреждений (ГБУК), предусматривающей получение бюджетного финансирования в виде субсидий под госзадание и внебюджетных доходов от собственной предпринимательской деятельности.

Стратегической целью в Программе объявлено «развитие культурного пространства Москвы, как мирового политического, финансового и культурного центра». Видимо, во исполнение этой стратегии в столице переход на новую организационно-правовую форму для некоторых учреждений культуры сопровождается их реформированием. Это, собственно, и определяет субъективную сторону в культурной сфере города Москвы.

Обращает на себя внимание, что у Правительства Москвы отсутствует как таковая политика в области культуры, так как она нигде не сформулирована, ни с кем не обсуждалась. Руководитель Департамента Капков С.А. на встрече 20 мая т.г. с членами комиссии Московской городской Думы по культуре и массовым коммуникациям и представителями Комитета Государственной Думы по культуре по вопросу «Состояние и развитие культуры в городе Москве, федерального и городского законодательства в сфере культуры» признался, что руководствуется в своем деятельности Положением о Департаменте Культуры и, создавая культурные пространства в Москве, строит свою работу на основе личных представлений. Нужно ли тратить деньги на это, либо другие направления культурной деятельности, он не знает.

Несмотря на отсутствие чётко сформулированной культурной политики, Департаментом проводится реформаторская деятельность, анализ которой позволяют выявить основные её направления:

1. оптимизация организационной структуры и финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры, что предполагает: создание объединений учреждений одного типа в целях увеличения видов и повышения качества оказываемых услуг, повышение качества менеджмента и экономии бюджетных средств; реорганизация государственных учреждений (3 музея, 3 выставочных зала, 19 клубных учреждений); переход на новые принципы хозяйственной деятельности, оптимизация расходов, повышение эффективности менеджмента;

2. реформирование трудовых отношений путем отказа от заключения трудовых договоров с творческими работниками на неопределенный срок бессрочные договоры) и перевода их на срочные контракты, что, по мнению Департамента, позволит реформировать систему оплаты труда и оптимизировать численность и состав работников отрасли;

3. создание так называемых многофункциональных комплексов, объединяющих ряд существующих учреждений культуры, либо изначальное строительство таковых (в Программе предусматривается строительство двух многозальных музыкально-концертных комплексов, с помещениями для творческо-производственной деятельности на 10-12 коллективов; многозального кинотеатрального комплекса, фестивального комплекса, детского многофункционального киноцентра).

По мнению Департамента, такие меры позволят создать действенные стимулы для развития деятельности учреждений культуры, повысить инвестиционную привлекательность в сфере культуры, капитализацию учреждений культуры. В этих целях им предполагается подготовить не менее 3,5 тыс. кадров менеджеров и экономистов в области культуры, руководителей культуры.

Таким образом, очевидно, что Департамент с увлечением взялся за улучшение финансово-хозяйственной деятельности учреждений культуры города Москвы, подготовку и назначение в них менеджеров, но при этом ни в одной концепции, ни в программе, предложенной руководством Департамента за последние 2 года, ни разу не говорилось о духовном, нравственном воспитании зрителя, в особенности детей и подростков, не говоря уже об интеллектуальной составляющей театральных постановок последнего времени. Не учитывается 20-летний опыт отечественных преобразований в социально-экономической сфере, когда механическое распространение на сферу культуры принципов реформирования, применявшихся в сфере материального производства, не только не дает положительного эффекта, но и приводит к отрицательному результату, росту социальной напряженности.

С целью анализа деятельности Департамента проследим судьбу некоторых «реформированных» им учреждений.

Театр Гоголя

5 августа 2012 года, на сборе труппы, художественный руководитель театра С.И.Яшин поздравил коллектив с началом 88-го театрального сезона, рассказал о творческих планах, включающих четыре премьеры, по которым шли репетиции.

7 августа на экстренном сборе труппы коллектив узнал от С.И.Яшина о том, что его и директора А.В. Шлаустаса отстранили от занимаемых должностей. Через несколько часов в театр приехал руководитель Департамента Капков С.А., его заместитель Шерменева Е.Б. и новый директор театра Малобродский А.А. Они сообщили, что у театра самая низкая в Москве посещаемость (80 тыс. чел в год) и низкий художественный уровень спектаклей, со ссылкой на экспертов из Союза театральных деятелей (СТД). Впоследствии выяснилось, что в СТД нет экспертов. Было объявлено, что новый худрук Серебренников К.С. создал концепцию развития театра им Н.В. Гоголя и представит её «презентацию» труппе в начале октября. Преобразование в театре Гоголя его актеры расценили как отработку пилотного проекта для реорганизации театров Москвы. Основанием так думать стало утверждение Капкова С.А. на сборе труппы театра Гоголя 7 августа 2012 года, где он сказал, что подобная реформа затронет еще 20 театров. Тенденция к замене классических театров развлекательными центрами очевидна.

«Театр имени Гоголя должен стать современным объектом культуры, в котором бы уживались профессиональный театр, музыкальные постановки, экспериментальные перфомансы и творческие встречи», — Капков С.А. ( сайт журнала «Театрал»).

«Здесь при поддержке Департамента мы надеемся сделать такое место силы, место, куда придёт молодая, динамичная аудитория. Но это другой принцип, нежели существование репертуарного театра, с большой труппой, с периодическими премьерами. Здесь всё будет как-то по-другому», — Серебренников К.С. (интервью каналу «Россия 1»).

Театр на 2 месяца был оставлен без художественного руководства (Яшин уволен 6.08.2012 г., а Серебренников К.С. назначен 7.08.12, приступил к исполнению обязанностей 1.10.2012г.). Новый директор Малобродский А.А. занимался только тем, что подготавливал все документы для остановки театра.

Директор Малобродский А.А., по согласованию с Серебренниковым К.С., вызывал актеров театра и предлагал им увольняться. Были уволены — главный художник театра — Елена Кочелаева, художник театра — Надежда Яшина, заведующая литературной частью — Ирина Богданова, заведующая постановочной частью — Валентина Зыкова, заведущий музыкальной частью — Владимир Багров, концертмейстер-Татьяна Соколова, заведующая звукоцехом — Ася Перелякина. Вынуждены были уйти по собственному желанию — режиссеры Бордуков, Кемарская, Говорухо, хормейстер Бесова, помошники режиссера — Ерофеева, Петрова, а также актеры — А.В. Мезенцев, А.А.Хатников, Е.А.Айсина, Крамзина, Я.Я. Якобсонс. Всего театр покинуло 60 сотрудников. Все эти люди — высочайшие профессионалы своего дела, проработали не менее 20-30 лет в театре и, если бы не протестные действия труппы, то Серебренников С.А., по утверждению актеров, уволил бы всю труппу.

1 октября 2012 года был остановлен весь репертуар театра и потом был издан приказ о списании всех спектаклей. Все декорации были уничтожены. На момент остановки театра репертуар составлял 20 названий. Работали и большая, и малая сцена. Спектакли игрались каждый день, кроме понедельника, а по субботам и воскресеньям по 2 спектакля. У театра было государственное задание на 288 спектаклей в год.

Сравнительная таблица результатов преобразования в театре:

Таблица 2

 

Период Театр им. Н.В.Гоголя . 2012 г. Гоголь – центр. 2013 г.
январь Большая сцена 32 спектакля Малая сцена   4 спектакля
Итого:    36 спектаклей
Спектаклей нет
февраль 10 дней установка кресел,
3 дня гастроли в Лондоне
Большая сцена  18 спектаклей
Малая сцена  2  спектакля
Итого:  20 спектаклей
Большая сцена  11  спектаклей (из них  2 дня Открытие, 1 день Демидова , 2 дня Саундрама, 1 день Вася Обломов , 2 дня Отморозки) Малая сцена 4 спект.
Итого: 15 представлений
март Большая сцена   37 спектаклей
Малая сцена 10  спектаклей
Итого:   47 спектаклей
Большая сцена   10 представлений
Малая сцена  6 спектаклей
Итого: 16 представлений
апрель 8 дней — гастроли в Марселе
Большая сцена  25 спектаклей
Малая сцена  8  спектаклей
Итого: 33 спектаклей
Большая сцена 8 представлений
Малая сцена  8 спектаклей
Итого: 16 представлений
май Большая сцена  15  спектаклей
Малая сцена  5 спектаклей
Итого:    20  спектаклей,
Закрытие сезона  13 мая  + гастроли в Тамбов
Большая сцена   10 представлений
Малая сцена  12 спектаклей
Итого: 22 представления (указано представления, т.к.  не все, что идет в Гоголь — центре является спектаклем)

Из представленной таблицы наглядно видно, что за одинаковый период репертуарный театр отыграл 156 спектаклей, а Гоголь-центр предоставил сцену для 69-ти представлений. Объективно следует, что театр посетило большее количество зрителей, чем Гоголь-центр (даже при неполном заполнении залов). Предложение господина Серебренникова К.С. представлять в Гоголь-центре резидентов и перфомансы с Курского вокзала, вряд ли сможет заменить москвичам классические спектакли театра Гоголя. В репертуаре Театра Гоголя — Островский, Горький, Шукшин. В планах Серебренникова вместо театра — свободная площадка для экспериментов.

В случае с театром Гоголя можно говорить о полном разрушении обычного городского стационарного репертуарного театра, находящегося на дотации, с последующей заменой его на некий театрально-развлекательный Гоголь-центр, с непонятным режимом культурной и финансовой деятельности.

Назначение Департаментом художественным руководителем театра Гоголя Серебренникова К.С., окончившего физический факультет Ростовского государственного университета, призывающего к радикальному свержению принципов системы К.С. Станиславского, отрицающего концепцию русского драматического театра, изначально предполагало разгром русского классического театра. Следует также отметить, что Департамент таким кадровым назначением нарушил требование Приказа Минздравсоцразвития от 30.03.2011 г. № 251-Н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих», раздел «Квалификационные характеристики должностей работников культуры, искусства и кинематографии», согласно которому возглавлять театр не может человек без высшего театрального специального образования (культура и искусство).

Московский театр «Русский камерный балет «Москва»

Театр организовал и руководил 24 года Н.А. Басин. Не имея своего помещения, театр арендовал репетиционную площадку и оплачивал сценические площадки. В театре было 27 современных и классических постановок. Количество классической артистов труппы составляло около 60 чел, современной-22 человека. Труппа театра считалась третьей в Москве по профессионализму, после Большого театра и Музыкального театра им. К.С. Станиславского и Н.В. Немировича-Данченко. Востребованность спектаклей была высока. Их могли посетить зрители со средним уровня дохода.

Основная мотивировка снятия Н.А. Басина с поста художественного руководителя и директора театра такая: не выполняется план, очень низкий уровень, слабая постановка спектаклей как классических, так современных, плохие декорации, плохие костюмы.

В июне 2012 года в театр был назначен новый художественный руководитель — Тупысева Е.М., создатель Международного центра танца и перформанса ЦЕХ, руководитель театральной площадки «Актовый Зал».

В сентябре 2012 года всю труппу перевели на срочный контракт на 4 месяца, многим актерам были изменены тарифные ставки-разряды. При этом новый худрук не знала артистов ни по фамилии, ни их профессиональный уровень. Каково же было удивление артистов, что ни на одну из репетиций, ни на один прогон спектакля, которые готовились в то время для гастролей в Мурманск, новый художественный руководитель ни разу не появилась. Она и не поехала на эти гастроли. Тем самым не имела представления об уровне спектаклей, солистов, труппы в целом.

После гастролей артисты узнали, что снят практически весь репертуар театра. У классической труппы осталось 4 спектакля. Тупысева Е.М. объявила, что балеты Мариуса Петипа не нужны, будут приглашаться на постановки балетмейстеры из-за границы. После этого 12 профессиональных танцовщиков написали заявления об увольнении по собственному желанию. 27 декабря 2012 года закончились срочные контракты еще у 12 высокопрофессиональных артистов, в т.ч. у лауреата Международного конкурса артистов балета, заслуженной артистки России Елизаветы Небесной, народных артистов России Василия Полушина, Натальи Чеховской, которые отслужили в этом театре 16 лет и были его визитными карточками. Народная артистка России Н.М. Чеховская (Лауреат Всесоюзных и Международных конкурсов артистов балета) подготовила во время работы в театре для Международного конкурса артистов балета «Арабески» в 2010 году и в 2012 году две балетные пары, завоевавшие первое место (золото) на этом престижном конкурсе. За 5 месяцев уволено и уволилось из театра около 70 артистов и сотрудников аппарата театра.

Тупысевой Е.М. были набраны новые артисты, уровень которых был ниже уволенных. Так, при увольнении артистки Ульяны Бочерниковой было сказано дословно: «Вы достигли такого мастерства, что на Вашем фоне молодые артисты смотрятся не очень хорошо». На очередном собрании Тупысева Е.М. оповестила, что взялась за постановку нового балета «Времена года», по ее словам: «Это будет уникальная постановка неоклассик». Рецензия на этот спектакль, в котором по сюжету содержится откровенная порнография, где герой заканчивает жизнь суицидом, однозначно негативная. Такое действо подрастающему поколению смотреть нельзя.

Сравнительная таблица результатов преобразования в театре

Таблица 3

 

Период Худрук Басин Н.А.  2012 год Худрук Тупысева Е.М.  2013 год
февраль 12 спектаклей (3 дет., 9 взросл.) 4 спектакля (0 дет., 4 взросл)
март 7 спектаклей (3 дет, 4 взрос.) 4 спектакля ( 2 дет., 2 взросл.)
апрель 11 спектаклей (5 дет., 6 взросл.) 9 спектаклей (2 дет., 7 взросл.)
май 11 спектаклей ( 5 дет., 6 взросл.) 4 спектакля (0 дет., 4 взросл.)

Из таблицы видно, что количество спектаклей при новом художественном руководителе сократилось в два раза (с 41 до 21). Это еще раз подтверждает, что механическое реформирование классических театров недопустимо, что творческий процесс, как живой организм, нуждается в особом, тонком и бережном подходе в регулировании внутренних механизмов его жизнедеятельности.

Назначение художественным руководителем театра Тупысевой Е.М., не имеющей специального театрального образования (окончила Академию Нефти и Газа – юридический факультет и продюсерский факультет ГИТИСА — бывший экономический) не могло способствовать развитию русского камерного балета. В интервью, данном Тупысевой Е.М. корреспонденту РИА Новости от 18.07.2012г. раскрываются причины назначения: «Еще два года назад мы знали, что прекратится финансирование фондом Форда, и было понятно, что надо сливаться с какой-то государственной организацией… ».

Мотивы кадрового решения Департамента были изложены 4 марта в Московской городской Думе на совместном заседании Комиссии по культуре и массовым коммуникациям и Комиссии по делам общественных объединений и религиозных организаций Шерменевой Е.Б. «Мы назначили Е. Тупысеву руководить, а не заниматься искусством».

Вместе с тем из письма Министерства культуры РФ от 25 марта 2013 года № 875-02-11 о сложившейся ситуацию вокруг театровследует, что согласно действующему законодательству, обеспечивающему свободу творчества, в том числе Постановлению Правительства Российской Федерации от 25.03.1999 г. № 329 (ред.от 23.12.2012г.) «О государственной поддержке театрального искусства в Российской Федерации», учредитель не вправе вмешиваться в художественную политики театров, формирующих ее самостоятельно.

ДК «АМО ЗИЛ»

Проект по модернизации «ДК «АМО ЗИЛ» в Культурный центр был «пилотным» в работе с клубными учреждениями, начался с назначением в феврале 2012 г. нового руководства в лице Зеленцовой Е.В. (находилась в должности 1 год, ныне — заместитель руководителя Департамента, курирует клубы Москвы). На данный проект по перепрофилированию ДК в Культурный центр Департаментом было выделено 176 млн. руб.

Преобразования начались с того, что всех работников обвинили в непрофессионализме и неумении работать. Всю историю и всю деятельность Дворца за 75 лет очернили в средствах массовой информации. Затем были потрачены определенные средства на разработку нового знака ЗИЛ и всего дизайна дворца. Новый дизайн был разработан без учета архитектуры здания, истории деятельности Дворца. Летом, когда закончился срок действия договоров с сотрудниками, большинство из них были уволены.

Новая администрация объявила, что у них будет работать только молодежь. Всех остальных сотрудников перевели на гражданско-правовые договора сроком на 3 месяца. С педагогами тоже хотели заключить такие же договора, но часть педагогов все-таки настояло на заключении трудовых договоров. Затем началось создание неудобных условий работы оставшимся коллективам и сотрудникам. Поменяли структуру работы. Все отделы назвали департаментами. Новая администрация сказала, что не нужно ничего старого, у нас все будет по-новому. В структуру Дворца были приведены несколько новых коллективов, и сказано – учитесь у них, как нужно работать.

К работе директор Зеленцовой Е.В. в КЦ приступила не со знакомства с коллективами, изучения социальных и материальных проблем коллективов, просмотра репертуара, личного присутствия на отчетных концертах коллективов по итогам года. А ведь во Дворце к тому времени было 22 коллектива, часть которых носят звание «Народный». Она начала с создания Независимого экспертного совета для оценки творческой деятельности самодеятельных коллективов, существующих на базе КЦ. Это полностью в рамках политики Департамента, по словам руководителя которого «бюрократ должен слушать консультантов и экспертов, которые могут указать направление в культуре» (интервью С.А.Капкова газете Известия от 30 ноября 2011 «Сергей Капков объявил призыв экспертов» — izvestia.ru).

Один из таких вот «экспертных советов» отметил «низкий уровень результатов работы НДХА «Юный Зиловец» и малое обновление репертуара», несмотря на то, что за последние 2 года репертуар коллектива был обновлен 12-ю новыми постановками. Тот же «экспертный совет» принял решение о необходимости пересмотреть творческую и образовательную программу коллектива, провести реорганизацию и модернизацию данного коллектива, а также обновить «неинтересный современному зрителю репертуар». Заключение экспертного совета никем не было подписано. На требование родительского комитета огласить состав экспертного совета было сказано, что данная информация является конфиденциальной. В результате такого отношения ансамбль фактически развалился, так как большая часть коллектива ушла.

Не были продлены договора с руководителем отдела по работе с детьми, подростками и молодежью, основателем Центра Детского Эстетического Развития — Смысловской Л.Я. Центр Детского Эстетического Развития, в котором занимались дети от 1.5 до 7 лет по направлениям: изо, музыка, ритмика, адаптация к школе, английский язык — был раздроблен на отдельные кружки (видимо, чтобы увеличить количество кружков на бумаге). А ведь это был успешный внебюджетный коллектив. В нем занималось от 120 до 200 детей ежегодно. И приносил доход до 350 тыс. руб. ежемесячно. В результате деятельности Зеленцовой Е.В. коллектив прекратил свое существование в стенах Дворца. Но ведь ничего нового Зеленцова Е.В. не создала. Нового коллектива с таким объемом работы не появилось.

Не был продлен договор с Художественным руководителем Народного драматического театра – Заслуженным работником культуры Новожиловым Н.М. Основателем театра-студии в 1936 году был С.Л.Штейн. Из стен театра вышли: В.Лановой, В.Носик, В.Земляникин, В. Васильева, Т.Шмыга и многие другие артисты. Репертуарный театр со своими традициями и со своей преемственностью поколений. На сегодняшний день труппы театра не существует, из 11 спектаклей для детей и взрослых осталось 4. Были выброшены все декорации и костюмы. В наличии сейчас только детская студия.

По результатам работы за год можно наблюдать, что:

  • оставшиеся коллективы Дворца как работали, так и работают, как набирали детей, подростков и молодежь — так и набирают. Численность от 30 до 150 детей в каждом, согласно специфике работы коллектива. А в новых коллективах — не более 10 — 12 человек. Кому у кого нужно учиться — большой вопрос;
  • сотрудники, сменившие кадровых работников отделов, не проработав и года уже уволились (зав. пост руководители «Дома танцев», рекламный отдел, руководителили администрации, кружков и новых направлений). Ранее не было кадровой текучки, сотрудники работали от 5-20 лет и более, ответственно исполняя свои должностные обязанности;
  • фактически сцены Дворца стали прокатными площадками для различных сомнительных фестивалей современного искусства, в том числе для центра ЦЕХ и Балета Москва, руководимых Тупысевой Е.М.. Новые коллективы и выставки современного искусства оказались нежизнеспособны из-за их невостребованности. Открытая новая сценическая площадка «Блек-бокс» (зал-трансформер) в бывшем кинозале ДК не оправдала надежд руководства, загруженность ее мала, так как она имеет много технических недоработок и сложна в эксплуатации.

Сравнительная таблица результатов преобразования во Дворце Культуры

Таблица 4

 

Было

Стало

«Окружной музей героев ВОВ, жителей ЮАО». Создан в 2010 году, вывезен в июле 2012г.
Посетителей: 200 чел. в месяц
Автоматы с напитками и чипсами. Теннисный стол в Зимнем саду. Лекции Политехнического музея
Посетителей: 7-30 чел.
Социальные мероприятия, проводимые совместно с Префектурой ЮАО г. Москвы к знаменательным датам для жителей ЮАО г.Москвы (Дню Победы, Дню Защитника Отечества, 8 Марта, Дню старшего поколения, Елки Префекта)
Посетителей: 880 чел. на каждомНовогодние представления для детей
24 представления
880 чел. (всего 22000 чел. за новогоднюю кампанию). Ответственный культурно-массовый отдел — до 2009 г.
Лекции, семинары агентства «Творческие индустрии».
Коммерческое мероприятие
Посетителей: до 30 чел.
Лектор Зеленцова Е.В.«Новогодняя кампания 2012 -2013 г.г.»
12 представлений до 6000 чел.
Коммерческие мероприятия:
Еженедельные танцевальные вечера «Кому за 30» — существовал 34 года до 2012 г. Посетителей до 1000 в месяц.
Цена билетов-300 руб.
Танцевальные вечера «В стиле Ретро» для людей золотого возраста — существовал с 2009 г. Цена билетов-100 руб. Посетителей: до 300 чел. 2 раза  месяц. Исторические балы для широкой аудитории (2 раза в год), Цена билетов-300 руб. Посетителей: 200 чел.
Ответственный культурно-массовый отдел.
Коммерческое мероприятие
Танцевальные вечера «В стиле Ретро»
Посетителей: 250-300 чел.
Цена билетов с октября 150 руб.
Ежегодный рождественский фестиваль «Рождество» (Совместно Префектура ЮАО и Даниловское Благочиние) Посетителей: 880 чел.
Пасхальный фестиваль «Пасха Красная» (Совместно Префектура ЮАО и Даниловское Благочиние)
Посетителей: 880 чел.
Мероприятия Театра Жестовой песни при общине слепоглухонемых Храма. Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья Симонова монастыря
Исторические балы и выставки дворянского собрания
Посетителей: 100 -200 чел.
Бесплатные оперные спектакли, проводимые совместно с Московской консерваторией. Ответственный отдел по работе с детьми и подростками.
Посетителей: 300-600 чел.
Рождественский вечер  6 января 2013 г. , проводимый религиозной организацией христиан веры евангельской «Церковь Божия»Выставка современного искусства «Контриллюзии»
80 чел за 2 месяца
Ежегодный Фестиваль детского творчества «Южное открытие» создан в 2010 г. Посетителей: 400 чел.
Ежегодный конкурс исполнителей детской песни «Минутка славы» создан в 2010 г. Посетителей: 60 чел.; участников: 50 чел.
Ответственный отдел по работе с детьми и подростками.
Целевые спектакли совместно с Департаментом образования «Песни о сказках», «Пиратская история»- поставлен на базе ДК, проводился 2 раза в год по 6 спектаклей на каникулы для школьников ЮАО г. Москвы. 880 чел. на каждом
Коммерческие мероприятия:
Мастер-классы по мыловарению и войлоковалянию и т.д.Летняя школа «Йо-йо»
Посетителей: до 880 чел., участников до 100 чел.
Ежегодный фестиваль самодеятельного студенческого творчества «Фестос»
Посетителей: 880, участников  300 чел.
Фестиваль «Макси-драйв», фестиваль молодежного уличного творчества «В ритме жизни».
Посетителей: до 300 чел., участников до 70 чел. Ответственный культурно-массовый отдел; отдел народного-творчества.
Социальные мероприятия, проводимые совместно с УСЗН ЮАО г. Москвы:
Фестиваль ветеранских хоровых коллективов. Мероприятия к знаменательным датам (23 февраля, 8 марта, Широкая масленица, 9 марта, 9 мая, День семьи, День России, День города,  День матери, День инвалида для жителей района «Даниловский»., День Соцработника.
Посетителей: от 200- 600 чел.
Спектакли московских театров, антрепризы, эстрадные концерты для широкой аудитории. Ответственный театрально-зрелищный отдел.
Посетителей: 880 чел. на каждом
Спектакли «Камерный балет Москва» до 600 чел.
Фестивали танца «ЦЕХ» 150-300 чел.
Мастер-классы по современному танцу (5-20 чел.)
Мероприятия для городских детских лагерей ЮАО и ЮВАО
Посетителей: до 1000 чел. за летний период
(ответственный отдел по работе с детьми, подростками и молодежью)
Мероприятия, посвященные году Германии в России (лекции, фестивальные спектакли )
Регулярные выставки детского творчества
Посетителей: от 200 – 600 чел.
 «Оптиграфика»- 1 раз  70 чел.
Студия живописи «Бегемотопись» 10 чел.
«Литературные гостиные» ежемесячные встречи с писателями, поэтами, бардами, артистами в библиотеке
Посетителей: до 50 чел.
«Настолкомания»
10 чел.
Тематические мероприятия для школьников ЮАО в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения
Посетителей: от 20 – 400 чел.
(ответственный отдел по работе с детьми, подростками и молодежью)
Международный чемпионат по «Йо-йо».
Посетителей: до 80 чел.
Фестиваль суб.культур «Открытые миры»-3 дня с 4 октября в День народного единства (1500-2000 чел.)
Спектакли Народного драматического театра (коммерческие — цена билета 150-200 руб). С.Аксаков. «Аленький цветочек»; Е.Шварц «Красная шапочка»;
Г.Андерсен «Снежная королева»;Устинов, Табаков «Белоснежка и 7 гномов»;
А.Островский «Банкрот»; И.Крылов «Урок дочкам»; А.Аверченко «Преступление актрисы Марыськиной»;
А.Чехов «И смех, и слезы, и любовь».
Спектакли детской студии театра:
Сказки про слона Хортона; Квартира 44;
Царь Эдип
Цена билетов с сентября 2012-400-500 руб.Снежная королеваПреступление актрисы МарыськинойСказки про слона Хортона
Квартира 44
Царь Эдип
Юбилей Дворца культуры «ЗИЛ» 75 лет. Бюджет 1.500.000 руб. Посетило:
1 день–250 человек
2 день – 600 человек ветеранов завода ЗИЛ (зал был продан профсоюзам завода за 250.000 руб.)

Из представленной таблицы видно, что количество мероприятий во Дворце культуры после преобразований в культурный центр значительно сократилось. Социально значимых мероприятий и государственных праздников не проводится. Оригинальных, «новых» мероприятий сделать не получилось.

Агрессивная «ломка» самодеятельных коллективов, видимо, подчинена идее расчистке помещений культурных учреждений для их коммерческого использования, сдачи в аренду. Подобная «культурная» политика Департамента в отношении клубных учреждений, в том числе для 19-ти клубов, подлежащих реорганизации, должна быть остановлена, даже если объясняется экономической целесообразностью.

Школы искусств, детские музыкальные и художественные школы.

В Москве происходит слияние в форме объединения детские музыкальных, художественных школы и школ искусств. Реорганизация проводится механически — объединяются все школы в каждом округе (по 7-10 школ).

Эффективность работы всех московских школ искусств, которые являются основой ресурсного обеспечения системы образования в сфере культуры и искусства страны, признана всем мировым сообществом. Эта система складывалась эволюционным путем более 100 лет, пережила самые тяжелые времена в России и в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 25.08.2008 года № 1244-Р, является уникальной и должна быть сохранена как национальное достояние. Она построена на принципах непрерывности и преемственности по цепочке «школа-училище-ВУЗ», обеспечивающей наилучшее обучение и профессиональное развитие талантливых детей и молодежи.

Объединение такого большого количества школ в одну, возможно, эффективно, с точки зрения экономии средств, однако, с точки зрения развития искусства, оно разрушительно. Оптимизация художественно- эстетического образования детей в городе Москве, проводимая без участия родителей учащихся, преподавателей, Управляющих Советов школ, без её критического осмысления, является разрушительной, негативно скажется на обучении детей искусству.

В соответствии с Законом «Об образовании», управление образованием в России имеет демократический, государственно-общественный характер. Один из документов, выпущенных в развитие этой концепции-письмо Министерства культуры РФ «Об активизации процессов создания и функционирования советов общеобразовательных учреждений». Из них следует, что механическое объединение школ искусств недопустимо. Оно возможно при обоюдном желании коллективов педагогов и родителей, при их письменном обращении в Департамент, рассмотренных на управляющих советах реорганизуемых государственных образовательных учреждений.

Анализ реформаторской деятельности Департамента свидетельствует прежде всего о подмене им работы по организации культурной деятельности финансово-хозяйственной работой, заботы о профессиональном росте творческих работников стремлением избавиться от «балласта», к которому относят прежде всего возрастных актеров. Департаменту оказался ненужным классический репертуар и классическая труппа, ему необходимы здания под очередные культурно-развлекательные центры, приносящие ежеминутную прибыль. В тоже время под лукавыми терминами «смена руководителя», «совершенствование стиля работы», «обновление репертуара» и другим происходит, по сути, уничтожение объектов культуры, знакомых и любимых москвичам. Действия должностных лиц, перелицовывающих культурные учреждения под западные стандарты, лишают их национальной, русской самобытности. Следует понимать, что в создание художественных коллективов за длительный период вкладывались интеллектуальные силы, материальные средства, в т.ч в костюмы, декорации.

Важной особенностью переживаемого учреждениями культуры периода является конфликт между Департаментом и реформируемыми учреждениями культуры, между вновь назначенными руководителями учреждений культуры и творческими работниками этих учреждений. Некоторые руководители пытаются объяснить их сменой поколений, завуалировать их под личностные конфликты, которые присущи многим театральным и художественным коллективам. В этом просматривается их стремление уйти от ответственности. Скандалы и конфликты в реорганизуемых культурных учреждениях вызваны несостоятельностью назначаемых руководителей, отсутствием хороших спектаклей, нарушением трудового законодательства, ухудшением условий труда работников. Дело актера — играть и репетировать, но когда их лишают этого права, они выражают протест.

Конфликты сотрясают ГБУК г. Москвы «Центр драматургии и режиссуры», ГБУК МТ «Новая Опера», «Театр кукол на Баумской», музей Маяковского и другие.

Участники Круглого стола заявляют, что результаты работы учреждений культуры нельзя оценивать исключительно по показателям их экономической эффективности, необходимо учитывать объем и социально значимый характер предоставляемых ими услуг.

Ценность культуры не измеряется скоростью оборота вложенных в нее средств. Культура — это последовательный и надежный вклад в развитие и процветание города и страны. Все мыслящие руководители, кто заботился о процветании своего государства, всячески развивали и поддерживали в народе дух творческого созидания, прививая любовь к своей национальной культуре. Народ — общность людей, объединенных языком, единой историей и культурой. Народ, лишенный земли, способен сохраниться, а лишенный культуры и истории — обречен уйти в небытие. Нужно стремиться оградить москвичей от пропаганды с театральной сцены насилия, пошлости и безнравственности. Этого требуют традиции нашего общества. Пренебрегать традициями в угоду «общечеловеческим» приоритетам и западным ценностям, означает неуважение к своему народу, истории.

Следует финансировать не «события» (для количества и галочки), а проекты, стимулирующие развитие традиционных культурных ценностей. Объектом государственной защиты должна стать традиционная модель репертуарного театра, где только и возможна передача опыта, умений от учителя к ученику и не только на интеллектуальном, но и чувственном, духовном уровне.

Участники Круглого стола предлагают:

Мэру Москвы

  • cоздать при Мэре Москвы Совет по культуре из числа авторитетных деятелей культуры и представителей театральных профсоюзов;
  • изменить политику Департамента культуры г. Москвы и обеспечить бережное сохранение культурных традиций и достижений Москвы и их всестороннее развитие;
  • провести пересмотр кадровых решений, произведенных при назначении на должности руководителей учреждений культуры, осуществленных без конкурсного отбора; проводить замещения должностей художественных руководителей и директоров учреждений культуры только через открытые конкурсы с чётко оговорёнными условиями, обеспечивающими сохранение профиля данного учреждения; допускать к конкурсам на руководящие должности в отрасли культуры специалистов только с соответствующим профильным образованием и уровнем знаний;
  • установить нормативное финансирование Программы на уровне не ниже 4 процентов от расходной части бюджета города Москвы, направив средства на поддержку классических репертуарных театров, учреждений, связанных с классическим репертуаром;
  • при проведении реорганизации и принятии решений по реализации программ и нововведений, связанных с основной деятельностью учреждений культуры, предварительно согласовывать все действия с трудовыми коллективами, уполномоченными представителями профсоюза и общественностью;
  • предусмотреть обязательное участие работников учреждений культуры, избранных в коллективах на собраниях, в обсуждении конкурсных предложений Концепций развития московских театров;
  • в случае принятия решений о создании развлекательных и проектных центров предоставлять для их деятельности свободные здания (помещения), а не арендуемые действующими учреждениями культуры;
  • создать координационный совет по капитальному ремонту зданий учреждений культуры и реставрации экспозиций, уполномоченный следить за ходом ремонта, реставрацией; проводить капитальный ремонт зданий и помещений, занимаемых учреждениями культуры, только при наличии технической экспертизы текущего состояния зданий (помещений);

Государственной Думе РФ

  • обсудить проект Федерального закона «О внесении изменений в Трудовой Кодекс Российской Федерации в связи с совершенствованием регулирования труда творческих работников организаций кинематографии, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений» с профсоюзами творческих работников с целью определения критериев конкурсов, порядка их назначения и проведения, а также установления законодательных норм о проведении конкурсов только с творческими работниками, приступившими к исполнению обязанностей после принятия указанного ФЗ, запрета на конкурс в отношении должностей, занимаемых народными артистами СССР, РСФСР, Российской Федерации; творческих работников, занимающих должности по трудовому договору, заключенному на неопределенный срок, а также женщин, имеющих детей в возрасте до пяти лет, женщин старше 50-ти лет, мужчин старше 55 лет;
  • рассмотреть возможность исключения из ст.278 ТК РФ возможность увольнения руководителей государственных и муниципальных предприятий без обоснования причин.

Материалы по теме: Нужна ли В.В. Путину культура С.А. Капкова?

Проект резолюции Круглого стола на тему: «Проблемы и конфликты в столичных учреждениях культуры: случайность или ошибки Департамента культуры города Москвы?»: 1 комментарий

  1. Я хорошо знаю положение дел в музее М.А.Булгакова. Уволив в 2012 г. по возрасту замечательного директора музея Мишину И.О., которая в течение многих лет работала на общественных началах в мемориальной квартире Булгакова, получившей статус музея в 2007 году, заменили её, интеллигентную, умную, инициативную женщину, грубой и беспринципной особой, вороватой и постоянно лгущей Дименко В.Ф. с сомнительным кишенёвским дипломом, подлинника которого никто не видел. Она создала невыносимую психологическую атмосферу в музее, о чём известно министру культуры Москвы. Дименко прекратила в музее работу театральной труппы «КомедиантЪ», благотворительные концерты музыкантов — лауреатов международных конкурсов. ПС музея вынужден был отказаться от своей деятельности. Глава ПС, профессор Чудакова М.О., признанный во всём мире булгаковед, фактически была отлучена от своей яркой, творческой и бескорыстной работы в музее самим фактом назначения Дименко, ничего не смыслящей ни в Булгакове, ни в русской литературе. В проведённом конкурсе на лучшую концепцию развития музея победила итальянская команда, но, к сожалению, это победа технологов, а не булгаковедов. Булгаков в итальянской концепции просто не понят авторами. И М.О. Чудакова была приглашена в команду итальянцев в качестве разработчика той концепции, которая действительно необходима музею для его развития. Много вложила в неё и экс-директор Мишина. Что будет с музеем дальше, пока непонятно. Дименко сняли с должности, но она всё ещё продолжает работать и желает стать директором или зам. директора будущего филиала музея. Это недопустимо. Зачем же нужно было ломать прекрасный музей через колено?
    Я знакома также с директорами нескольких московских библиотек. Они уже не жалуются на реформы в библиотечной системе Москвы — саркастически смеются, рассказывая о возможных нововведениях для читателей и работников библиотек. И буфеты везде нужны, и удобные кресла, где посетитель может и почитать, и прикорнуть; где-то предполагается развозить книжки на мотороллерах и т.п. Многие недоумевают: что происходит с культурными учреждениями Москвы, куда катится культура и кому это нужно? Конечно, обновления и даже какие-то реформы нужны, востребованные временем, но нельзя же проводить их с «шашкой наголо», без продуманного плана и в полном отрыве от тех, кого реформируют. Всё это не приведёт к добру. Нельзя превращать национальную культуру в дешёвое потребительство. Культура — главное наше богатство, наши глубокие корни, и никому не может быть дано право рубить их сообразно с личными представлениями о культурных запросах граждан, в особенности — москвичей..

Добавить комментарий